Беседы с Мастером
Домой Вверх

 

Беседы с мастером цигун Сюй Минтаном

Беседа первая - Киев, июль 2003 г.

Беседа вторая - Пондишери (Индия), январь 2004 г.

Интервью с профессором Сюй Минтаном, (Латвия) январь 2001г.

Сюй Минтан - О практике цигун

Сюй Минтан - мастер цигун из Китая,
являющийся прямым потомком Сюя Нало (Кинары), одного из знаменитых шаолиньских мастеров,
который создал стиль боя с шестом и развил некоторые медитационные практики.
Сюй Минтан известен широкому кругу интересующихся цигун
как популяризатор оздоровительной системы Чжун Юань цигун,
а также как целитель и автор уникальных методик традиционного китайского лечения.
В публикуемых беседах редакция сохраняет стиль и интонационные особенности речи,
позволяющие лучше почувствовать то, что находится "за словами".

***

Беседа первая
Киев, июль 2003 г. Беседуют И.Нежинский и Е.Тертычный

И.Нежинский. Я бы хотел, прежде всего, сказать несколько слов о нашем журнале, где будет опубликована данная беседа. Этот журнал, думается, существенно отличается от всех известных нам журналов подобного типа, если о "типе" здесь вообще можно говорить. Главная цель журнала - попытаться адекватно воссоздать пространство различных духовных традиций на духовном, интеллектуальном и "практическом" уровнях. В силу ряда причин, о которых я не буду сейчас говорить, основное внимание уделено традиции Четвертого пути, а также эзотерическому христианству. Однако мы обращаемся и к другим традициям, например к традиции "Золотого Цветка" в четвертом номере журнала. Поскольку наш журнал стремится сохранить духовный и метафизический "стержень" различных традиций, он является, так сказать, элитарным, предназначенным для узкого круга читателей. Главная задача - найти некий адекватный подход в полном смысле этого слова, а не только в интеллектуальном или культурном аспекте. Иначе говоря, речь идет о реальном понимании, в той мере, в какой оно возможно.
Сюй Минтан. А много ли вообще читателей?
Е.Тертычный. Читателей немного, мы и рассчитываем на немногих. Но те, кто действительно читают, считают журнал уникальным.
И.Н. Люди, которые его читают, так или иначе, ищут свой путь. Ищут в различных традициях. Для тех, кто не ищет, журнал вряд ли будет представлять интерес. Тут необходимо усилие понимания. Это не развлекательный журнал "для досуга" и не эзотерический "ширпотреб". Но люди читают, некоторые. Например, я знаю, что читают в Москве, в частности, те, кто посещают курсы цигун.
Е.Т. Не только в Москве, в Киеве тоже.
С.М. А журнал - коммерческий? Продается?
Е.Т. Журнал некоммерческий в том смысле, что мы не рассчитываем на прибыль. Это проект другого рода. Мы рассчитываем на понимание. Мне кажется понимание очень важно.
И.Н. Я думаю, понимание важно для любой традиции. Понимание не только умом, но и всем существом. Ведь в Китае говорят о "понимании сердцем"?
С.М. Да, это есть. Это важный момент.
И.Н. Мудрые люди говорят, что все традиции имеют один корень, один исток. Речь идет о древнейшей изначальной традиции, которая существовала очень давно (может быть, 60 тысяч лет назад), а позже разделилась на несколько отдельных религий и религиозных традиций. Но некоторые моменты, указывающие на эту единую традицию, можно найти в различных учениях, например, в индийских и китайских.
Е.Т. Речь идет об эзотерических учениях. Не только о религии в обычном смысле.
И.Н. Кроме того, в журнале есть раздел, который называется "Жизнь традиции". В четвертом номере он посвящен "Тайне золотого цветка". Здесь несколько материалов и комментарии западных исследователей - Рихарда Вильгельма и Эдмунда Русселя. Последний, кажется, действительно был посвящен в эту традицию. Что вы скажете о традиции "Золотого цветка"? Некоторые считают ее даосской, некоторые - даже еще более древней.
С.М. В основном, это даосская традиция, хотя она и выходит за рамки даосизма.
И.Н. Мы бы хотели поговорить с вами о ней, о том, как эта традиция связана с даосизмом вообще и с практикой цигун в частности. Но кроме того, возникает и другой ряд вопросов. Как эта традиция может существовать в иных социальных, жизненных условиях? Например, в Украине, России, других странах бывшего СССР цигун довольно популярен, люди посещают ваши группы, пытаются практиковать. Насколько это реально? Я имею в виду, что такая практика может оказаться оторванной от "корней традиции", и тогда вряд ли тогда она будет иметь какой-либо смысл.
Е.Т. Существуют и другие аспекты. Некоторые люди считают, что сегодня нет возможности получить живые знания, практику, связь с "реальным миром". Другие, наоборот, думают, что настала "Новая Эра", новое время, и можно контролировать все, не прилагая никаких усилий. Например, можно постичь Дао, ничего не делая. Никаких усилий, никакой работы, не нужно даже понимания - и вы получаете все. Немного практики, которая происходит как бы сама собою, и все будет хорошо. Таков в целом подход New Age.
И.Н. Что касается "духа времени" и сути последних перемен, то существует и противоположная точка зрения, которую мы разделяем (как это можно понять из материалов журнала). В соответствии с ней, мы переживаем завершающую фазу Цикла, "последние времена", как иногда об этом говорят. Многие вещи кардинально меняются, и некоторые возможности, какие были доступны раньше, теперь закрыты. В этой ситуации - можно ли по-настоящему участвовать в какой-либо традиции? Возможна ли реальная причастность?
С.М. Вы имеете в виду ситуацию в странах бывшего СССР, - в России, Украине?
И.Н. Прежде всего, но не только. Мне кажется, что данные тенденции справедливы для мира в целом. Кроме того, речь идет о деградации, так сказать, официальных духовных традиций - официальных религий. Остается только формальная обрядность, - их внутренне суть теряется. Что вы думаете по этому поводу?
С.М. Вообще я очень мало читал книг. Я так учился: практиковал, книги не читал. После аспирантуры вообще ничего не читал. Из книг у меня мало знаний… Я думаю, что чистая практика - это один путь, знания - это другой путь.
Я практиковал медитацию. На это уходило почти все время. Но постепенно, через несколько лет, из медитации начали приходить знания. Через несколько лет (может быть, десять лет) занятий открывается внутреннее зрение и внутренний слух, и из медитации, из практики начинают приходить знания. Тогда это знание - реальное. Оно обладает природой подлинности. Появляется учитель - там, в медитации. Он дает мантру. Надо практиковать эту мантру. Возникают новые переживания и новые знания. Происходят встречи с Учителями. Они дают указания.
И.Н. Вы имеете в виду - внутри? В медитации?
С.М. Да, в основном, это происходит в медитации, в практике. Иногда учитель может появиться и на физическом плане.
Поэтому чистая практика - это один путь. Знания - это другой путь. В чистой практике вы раскрываете свое сердце. Вам не надо пытаться что-либо понять, вы должны просто делать. Практиковать. Понимание приходит позже. Вы просто делаете, практикуете, и понимание приходит.
И.Н. Но каково в вашей традиции соотношение между практикой, верой, пониманием и знанием? Существует ли такая связь, и в чем ее суть?
С.М. В начале у вас нет никакого знания. Вы полагаетесь на то, что приходит изнутри, из сердца. Вы доверяете этому.
И.Н. Это какой-то аспект веры?
С.М. Нет, это не вера, не верование. Скорее, доверие. Вы не можете доказать это, но вы доверяете. Это ваше личное переживание, ваш багаж. Потом по мере практики, вы начинаете понимать, вы обретаете знание, узнаете больше о том, что такое человек. Узнаете больше об окружающем мире, о его внутреннем измерении. С практикой вы понимаете, что Вселенная - это не то, что мы видим глазами. С практикой вам открываются новые чувства, переживания, и вы должны понять, что это такое, чтобы продолжить практику. В противном случае, вы не можете ничего понять, ни в чем разобраться. На этом этапе понимание очень важно: понимание того, кто вы и для чего живете. Вы должны продолжать практику, и вы начнете понимать природу вещей. Что такое дерево, что такое ветер, как они живут, каково их взаимоотношение, в чем смысл их существования. И это относится ко многим вещам. Приходит внутреннее ощущение, переживание, из него рождается понимание.
И.Н. Существуют ли какие-либо ориентиры? Например, эта даосская картина (в № 4 журнала) "Карта внутреннего плетения"…Кажется, что она показывает определенные этапы, определенные ориентиры. Кроме того, человек может обрести новые силы, новые возможности. Он стремится понять, что это, как этим пользоваться, куда двигаться. Какие реальные ориентиры существуют?
С.М. Вы начинаете практику, а потом вы запутываетесь, приходите в замешательство. Вы не понимаете, что происходит, что нужно делать. Вы даже не понимаете смысла того, что делаете, и зачем это нужно. Что вы должны делать - это продолжать практику, и только тогда вы поймете природу вещей. В момент замешательства ничего понять нельзя. Надо продолжить практику, и понимание придет.
И.Н. Хорошо. Но существуют какие-то карты, карты внутренней реальности. Например, в традиции "Золотого цветка", вот эта картина - "Карта внутреннего плетения".
С.М. Эта картина для того, чтобы показать смысл практики людям, которые успешно продвигаются.…да, людям, которые понимают. Это не образ (видение), это значение (смысл). Так же, как в поэзии. Но кроме поэзии, кроме картины, существует мантра. Как я, например, учился в свое время - повторяя мантру, медитируя над мантрой. Вы не знаете ее значения, все значение внутри мантры. Мантра не на китайском, не на русском. Мантру дает учитель, вы ее повторяете.
И.Н. Мантра? Мантра - это санскритское слово.
С.М. ?
Е.Т. Название санскритское. Древнеиндийский язык.
С.М. Я бы сказал, что это - универсальный язык. Это не индийский язык, это язык мира. Это определенные звуки, названия, которые звучат во внутреннем пространстве. Например, Яма. Бог Яма относится к древнему буддизму, но и на китайском языке и на других языках это имя так и звучит - "Яма".
И.Н. Вы думаете, что это универсальное имя?
Е.Т. Возможно, все древние языки были построены по этому принципу, на основе некоторой "подлинной вибрации".
С.М. Да, это имя слышится всегда одинаково.
И.Н. Что касается практики мантры: вы слышите её или вы получаете её от учителя?
С.М. Вы получаете ее от учителя. Учитель не произносит вслух мантру, это происходит внутри. Потом вы произносите сами, повторяя про себя. Вы знаете назначение своей мантры, и при каждом ее повторении вы наблюдаете, что происходит внутри. Вы повторяете мантру, она все время звучит внутри. И вы при этом наблюдаете, осознаете. Постепенно осознание растет.
И.Н. Что означает участие в какой-то конкретной практике? Например, ваш учитель дает вам определенные упражнения или технику медитации, и вы должны их выполнять, и потом вы услышите мантру и появится определенный духовный проводник внутри?
С.М. Здесь важен ритуал. В ритуале осуществляется передача. Перед ритуалом я должен войти в особое состояние, а потом с мантрой приходит учитель. Обычно, перед церемонией учитель показывается некоторым ученикам. Потом, после церемонии я спрашиваю, кто видел этого учителя. И кто-нибудь говорит: "О, вчера я видел!" Перед церемонией кто-нибудь должен увидеть, а то они не поверят мне. Должна существовать возможность общения с учителем. Например, был один индийский учитель, который практиковал много лет.
Е.Т. Йогу?
С.М. Нет, не йогу. Около двух лет назад он ушел. Его ученики очень расстроились, они хотели связаться с его духом, но у них не было возможности. После проведения этого ритуала у них появилась такая возможность.
Е.Т. А учитель умер к тому времени?
С.М. Да, он уже умер. Его ученики подошли ко мне, они были очень рады. Благодарили, что теперь они могут общаться со своим учителем. Во время занятий цигун открывается… энергия.
И.Н. Ритуал - главная часть практики в вашей традиции?
С.М. В этой традиции существует 9 уровней. Каждый из этих уровней обладает своей спецификой. При переходе на новый уровень изменяется ум человека, изменяется его понимание. На каждом из 9 уровней существуют разные ритуалы.
И.Н. Это что-то наподобие посвящения?
С.М. Посвящения?
И.Н. Посвящение - инициация. И-Н-И-Ц-И-А-Ц-И-Я.
С.М. Это и есть ритуал. Ритуал открывает данный уровень. К настоящему ритуалу нужно готовится 3 дня.
И.Н. Сколько?
С.М. Как минимум, 3 дня. Нужно вымыться, приготовить определенные эссенции, картинки…
И.Н. В чем отличие между вашими китайскими учениками и учениками в России и Украине или в западных странах? Я имею в виду разную ситуацию в странах. Например, в постсоциалистических и западных. Разные способы мышления и разные способы жизни - не приводит ли это к проблеме?
С.М. Если люди не понимают - это проблема, если же они понимают - проблемы нет. Проблема, когда люди думают, что понимают, а на самом деле, это ненастоящее понимание. Если у вас есть возможность общаться с вашим духовным учителем, тогда проблемы нет. Китай, Украина, Запад или Восток - разницы нет. Если люди понимают, то они счастливы, спокойны, умиротворены.
И.Н. Мне кажется, первый уровень - проблема для некоторых людей, не так ли? Только единицы могут что-то почувствовать. Я имею в виду движение энергии, образы…
С.М. Первый уровень - вводный курс… как получить практику. После определенной практики они почувствуют себя лучше. Улучшается физическое самочувствие, энергия начинает более свободно циркулировать. Постепенно люди начинают ощущать движение энергии, ци.
И.Н. Многие ли могут успешно продолжать заниматься: ощущать потоки энергии в теле, видеть образы?
С.М. Таких много.
И.Н. Много?!
С.М. Много. Например, я проводил занятия в Одессе, и таких людей там - более 90 процентов.
И.Н. 90 человек?
С.М. 90 процентов.
И.Н. Вы даете им определенные упражнения, а потом уезжаете в Китай или на Запад. Они продолжают сами?
С.М. Конечно, когда начинаешь практику, ничего не ощущаешь. Но вы должны практиковать. Практика очень важна. Она - как пища, без неё нельзя: если вы не поедите, вы голодны. Да, вы пока не чувствуете энергию, но ваши знания изменяются. После практики изменится ваш разум, ваше понимание мира… вы не можете сохранить в себе энергетические ощущения, но знания останутся с вами на всю жизнь. Проблема заключается в том, что люди обычно не практикуют много. Они хотят сразу воспользоваться своими знаниями. В этом заключается основная проблема.
И.Н. Вы говорите про Украину или это общая ситуация?
С.М. Это общая ситуация. Знания без понимания - это все равно, что говорить слепому: "Какое красивое голубое небо! Белые облака!". Слепой знает, что такое небо, облака, красота только как слова, как понятия. Но постичь это, пережить это он не может. Переживание становится возможным только в результате практики. В результате практики, в результате медитации возникают образы, внутренние образы. Человек начинает их видеть, и тогда приходит понимание смысла.
В традиции цигун существует одна книга, но она написана не словами, а образами (картинками). Там есть образы, которые показывают смысл различных явлений. Эта книга написана образами, и тот, кто начинает их видеть, может ее постичь. Тогда он достигнет глубочайшего понимания.
Е.Т. Я слышал про эту книгу, но проблема в том, что она то появляется, то исчезает. Она как бы не существует постоянно.
С.М. Это духовная книга. Она существует на духовном уровне, но может быть и реальной. Она может становиться реальной, тогда её можно увидеть или прочитать. В пещерах шаолиньского монастыря она действительно существует. Её можно увидеть, просмотреть… и вдруг она исчезает… потом появляется снова.
Кроме того, вы знаете, что в нашей традиции цигун мы лечим с помощью образов. Я так учился, теперь я так лечу. Люди вылечиваются, излечивают различные болезни. Эти образы (внутренние картинки) нельзя фиксировать в лаборатории, но они работают, они лечат. Это - своего рода медицинское знание. Теперь с их помощью могут лечить мои ученики.
И.Н. Таким образом, ваша традиция, практика цигун, включают определенные знания по медицине, терапию. Это необходимый элемент? Можно ли сказать, что ваша традиция прямо связана с медициной, с терапией?
С.М. Если вы хотите работать, у вас должно быть здоровое тело. Вы должны сделать тело здоровым, правильно функционирующим. Вы должны чувствовать и знать, как циркулирует энергия, ци. Вы должны это знать, так как медицина тесно связана с жизнью. Например, вы заболели, а у вас нет знаний, как же можно вылечится. Даже занимаясь практикой можно заболеть. Кроме того, если вы не знаете, как вылечить себя, как вы можете помочь другим людям?! Но если вы знаете, как лечить, вы можете помочь и себе, и другим.
И.Н. Можно ли говорить, что медицинская практика является характерной чертой вашей традиции?
С.М. Терапия - это часть практики. В ходе практики у вас появляются определенные способности. Например, вы кладете на что-нибудь руку и чувствуете, как там циркулирует энергия. Вы чувствуете циркуляцию энергии и знаете, как это можно использовать. Это происходит во всем мире, во всем космосе - циркуляция энергии, ци, - но вы можете использовать это именно для лечения. Такие способности развивает наша школа цигун.
И.Н. Я задал этот вопрос, так как в других традициях возникают другие способности. Например, особый вид интуиции или парапсихические способности.
С.М. Да, в даосизме делают акцент на умении лечить. Это всегда может быть полезно, и это связано с практикой.
И.Н. Что вы можете сказать в этой связи о Лао Цзы и Чжуан Цзы? Они - великие Учителя, но ни один, ни другой не занимались медициной и лечением. Существует ли связь между ними и вашей традицией?
С.М. Конечно, такая связь есть. Все они - великие Учителя, у которых были необыкновенные способности, и они могли лечить. Но они не практиковали как доктора. Они, безусловно, имели такие способности, но они не занимались лечением.
И.Н. Например, Чжуан Цзы. Кажется, он был очень эксцентричным и жестким человеком, "крутым" Мастером. Он никогда не пытался заниматься терапией или лечить кого-нибудь. Что вы о нем думаете?
С.М. Чжуан Цзы не занимался лечением. У него были другие способы реализовать себя. Чем выше Учитель, тем больше у него способов реализовать себя. Но потенциально способность лечить остается.
Главное тут - слияние тела и ума. Великие Мастера достигали удивительной степени слияния. Тело и ум у них не были разделены вовсе. Происходила внутренняя трансформация, тело и ум становились одним. Способность лечения в таком случае достигается автоматически.
И.Н. В данной связи, что вы скажете об этой внутренней трансформации? Во многих традициях этот пункт является кардинальным. Вы знаете, например, в христианстве, и не только в христианстве, есть обряд крещения. Крещение водой. Этот обряд, который сегодня является в основном формальным, - намек на внутреннее очищение. В этом есть некоторые параллели с традицией "Золотого Цветка": очищение водой как "низшее" крещение, а затем следующий уровень - крещение Духом, огнем и Духом. То есть два разных уровня внутренней трансформации. На эти параллели между христианством и даосизмом указывали в свое время многие западные исследователи: и Вильгельм, и Руссель, и Карл Юнг.
С.М.???
И.Н. Вы знаете, что такое крещение?
Е.Т. Это христианский обряд. Очищение водой. Ребенка крестят водой, смывают "первородный грех".
С.М. Да, у нас есть такие ритуалы. Это может делаться формально, но это может происходить и на уровне ци.
И.Н. А как на счет второго уровня - духовного крещения (крещения огнем)? Те западные люди, которые представили свои комментарии к "Тайне Золотого Цветка", провели параллели с христианской традицией. Они говорят, что в начале проходит крещение водой, а потом, когда человек прошел определенный путь, он должен получить второе - высшее - крещение. В христианской традиции это крещение "Огнем и Духом Святым". В традиции Золотого Цветка здесь тоже возникает Дух (Шэнь).
С.М. Да возникают различные уровни. Я уже говорил о 9 уровнях. 9 уровней ритуала также связаны с 9 пластами (уровнями) Вселенной. Они также связаны с пятью элементами - водой, огнем и другими. А что христиане, они используют огонь?
И.Н. Символически он присутствует, и он используется в эзотерической традиции.
Е.Т. Во внутренней традиции он используется.
И.Н. Христианская традиция говорит о том, что на высшем уровне посвящения происходит крещение "Огнем и Духом Святым". И это уже, конечно, не может быть сведено к простой формальности.
С.М. Ага. Это может иметь отношение к сердцу, к открытию сердца. Это означает открытие интуиции, внутренней интуиции. Но точно я сказать не могу. Я не знаю, какой смысл вкладывает в это христианская традиция.
И.Н. Я упоминаю об этом потому, что существует явная параллель между уровнем ци в даосизме и "водой" в христианстве. Символическая связь. Более высокий уровень - это уровень шэнь (духа), о котором говорит "Тайна Золотого Цветка"; он аналогичен "крещению огнем" в христианстве. Символически это, также, связано с воздухом, потому что символом Святого Духа здесь является голубь - птица, существо воздуха.
С.М. Может быть. Может быть. Различные уровни ритуала связаны с различными уровнями - пластами Вселенной. На каждом уровне ритуал имеет свою форму. И это, также, связано с вашей мудростью. Каждый уровень имеет "свою" мудрость. При переходе от уровня к уровню мудрость растет.
Е.Т. Девять горных пиков на этой картине, к которой мы постоянно обращаемся.
С.М. Да… Каждый слой вы можете видеть сами. Его трудно открыть, но его можно видеть.
Е.Т. Это похоже на лук - снимается слой за слоем.
С.М. Мой собственный опыт таков: открывается один слой - ваши способности меняются, следующий слой - снова изменение. И так слой за слоем.
Е.Т. Сколько ваших учеников могут открыть, к примеру, 2 или 3 уровня?
С.М. Каждый должен…Но для каждого уровня нужен свой ритуал. После открытия изменяется многое, возникают новые способности.
И.Н. Что вы скажете вообще о современном человеке? Видите ли вы в нем какие-то специфические черты? Некоторые традиции утверждают, что происходит деградация человека, не только социума, но и человека.
С.М. Эго людей становится больше. Человеческий эгоизм растет. Люди разделяют все на "твое" и "мое". Мне кажется, человек становится эгоистичнее. Но когда люди достигнут более высокого духовного уровня, их представления изменятся. Какие-то изменения уже и теперь происходят. Рождается больше детей с необычными способностями, с экстрасенсорными способностями. Происходят изменения и к лучшему. Дети с необычными способностями могут быстрее прогрессировать в духовном смысле.
И.Н. То есть вы оптимист в этом вопросе?
С.М. Это не оптимизм. Это факты. Я много ездил, я практикую более 20 лет…Это факты. Большее число детей с необычными способностями - это возможность духовного развития. Не сразу, постепенно. Я думаю, это определится за 100 лет. Может возникнуть более глубокое понимание, переживание религий. Движение по направлению к единству. Если в ближайшем будущем появится великий Учитель - такой как Будда, как Иисус, - он сможет объединить человечество.
И.Н. Вы думаете, он появится?
С.М. Думаю, он появится.

***

И.Н. Давайте теперь более подробно поговорим об истоках вашей традиции. Практика цигун очевидным образом связана с учением даосизма. Я имею в виду, в первую очередь, Лао Цзы.
С.М. Наша школа называется "Чжун Юань цигун". Слово "Чжун Юань" означает "середина, срединная земля". Это - регион Центрального Китая. В этом районе жил и учил Лао Цзы. Кроме того, в этом регионе учил Конфуций и некоторые другие великие Учителя. Это очень древняя традиция, древння школа. Реальный ее возраст трудно определить. Но этой традиции не менее 5 тысяч лет.
Цигун - это учение о движении и циркуляции энергии (ци). Это, также, практика, практическое использование циркуляции энергии. Наша традиция включает и элементы тайцзыцюань, кунгфу. Тайцзицюань и кунгфу тоже развивались в этом регионе Центрального Китая.
И.Н. Существует ли связь между даосизмом - учением Лао Цзы - и древнейшей китайской традицией. Я имею в виду таких легендарных правителей как Фу Си, Яо, Шунь и другие. По данным исторической науки они жили не менее 5-6 тысяч лет назад.
С.М. Эти традиции связаны. Из древней традиции возник даосизм. Лао Цзи не создал даосизм, он только фиксировал какие-то вещи. Цигун тоже связан с учением Дао, но это разные направления. Есть некоторая разница. Люди могут понимать, двигаясь разными путями. Кто-то может лучше понять одно направление - "чистый" даосизм, кто-то - более практическое учение цигун. Но все эти традиции связаны.
И.Н. Ваша школа связана с традицией "Золотого Цветка"?
С.М. "Золотой Цветок" Лю Дунбиня?
Е.Т. Да, это тот самый Лю Дунбинь, который, как написано в источниках, жил в горах Сун Шань, где расположен Шаолинь. Горы Сун Шань - в том же регионе Центрального Китая.
С.М. Вообще эта линия передачи выглядит так. Первый Учитель - Лао Цзы. У Лао Цзы было восемь учеников - восемь Бессмертных. Он был их духовным учителем. Не на физическом плане. Затем, позже, появился Лю Дунбинь, который написал "Тайну Золотого Цветка". Он жил в том же регионе. Это - особый район, особое место. Считалось, что здесь находится "дорога на Небеса". Это место насыщено духовными традициями, очень древними, теми, которые восходят ко временам глубокой древности. В районе Шаолиня задолго до Лао Цзы процветали духовные учения, люди занимались духовными практиками. Это было еще в те времена, когда даосизм как таковой еще не существовал. Часть этих традиций тоже вошла в учение Лю Дунбиня.
И.Н. Эта картина, к которой мы постоянно обращаемся, - "Карта внутреннего плетения" - связана с учением "Золотого Цветка". Вы думаете она, эта карта, универсальна? Подходит ли она - в качестве "карты" внутренних пространств - тем, кто практикует иные традиции?
С.М. Да, я считаю её универсальной. Это как анатомия, которая не зависит от того, что ты за человек. Анатомия универсальна. Она годится для всех.
И.Н. Меня очень заинтересовала эта "карта". Некоторые ее пункты кажутся важными и интересными. Я хотел бы задать несколько конкретных вопросов. Например, здесь: "Железный бык пашет землю, чтобы вырастить золотые монеты". Мне кажется, тут задействован универсальный алхимический символ - превращение железа в золото. Эта символика знакома всем эзотерическим традициям.
С.М. Да, это универсальный символ. Это алхимическая трансмутация внутри человеческого тела.
И.Н. Но вопрос в том, что если бык пашет землю, то в земле уже должны быть зерна. Эти зерна существуют?
С.М. Да, у всех есть эти зерна. Каждый человек обладает золотым зерном внутри. Но не всегда эти зерна могут прорасти.
И.Н. Что должен делать человек, чтобы эти зерна проросли?
С.М. Для этого нужно заниматься практикой. Практиковать - заниматься медитацией. Учиться использовать свой разум, свою энергию, а затем учиться тому, как трансформировать и реализовать свою энергию.
И.Н. Я пониманию. Но в различных традициях существуют разные подходы, разные методы. Например, в традиции, которая знакома мне, существуют похожие упражнения по медитации. Делая эти упражнения, человек пытается объединить энергию сознания, энергию разума, энергию дыхания и энергию воли. Можете ли вы рассказать более детально, какие усилия в медитации должен прилагать человек согласно традиции "Золотого Цветка"?
С.М. Это не вопрос усилий. Никаких усилий не надо. Потому что даже на первом уровне практики вы просто сидите расслабленно, как будто отдыхаете… потом появляется энергия. Вы можете видеть эту энергию. Энергия, как огонь, её можно видеть. Постепенно можно научиться визуализировать эту энергию. Когда энергия начинает циркулировать, начинается работа. Энергия работает сама по себе. В результате циркуляции энергии, ци, и происходит трансформация.
И.Н. Хорошо, но тут даосская традиция расходится с той традицией, о которой я только что говорил. Вообще, некоторые "западные" традиции делают акцент на том, чтобы соединить, сплавить энергию ума, дыхание и сознание. Они подчеркивают, что определенная направленность сознания (внимания) является необходимой.
С.М. Вначале должна циркулировать энергия. Вы можете просто наблюдать это. Здесь нет какого-либо специального усилия: энергия просто циркулирует. Вы просто осознаете.
И.Н. А что на счет железного быка, который "пашет землю"? Насколько мне известно, в традиции "Золотого Цветка" земля означает мысль (об этом говорится в трактате Лю Дунбиня). Не идет ли здесь речь о некотором усилии внимания, некоторой направленности внимания?
С.М. Нет, я думаю, это не так. Вообще "земля" в даосизме - это один из пяти элементов. Каждому элементу соответствует определенный внутренний орган. Земле соответствует селезенка. Во время практики вы объединяете все виды энергии: энергию металла, воды, земли, огня, дерева. Это называется "слиянием пяти элементов".
Затем энергия должна начать двигаться вверх. Это показано на картине. Вообще, к этой картине нужно обращаться по мере практики, и тогда какие-то вещи проясняются. То, с чем вы сталкиваетесь в практике медитации, иллюстрирует эта "карта". По мере практики вы можете с ней сверяться.
И.Н. Вы хотите сказать, что никаких усилий не нужно вообще?
С.М. В начале нужно прилагать определенные усилия, позже не нужно никаких усилий. В начале вы ничего не знаете. Вы должны учиться, а это требует усилий. Вы должны начать практику - это тоже требует усилий. Человеку нужно каждый день практиковать. В начале - около 2 часов. Но вообще не существует временных ограничений. Не следует думать о времени, если вам нравиться - делайте. На начальном этапе всё рассматривается с точки зрения здоровья, поддержания необходимого тонуса. Потом вы подходите к медитации уже с точки зрения сознания, духовности. Но практика - это основа работы. Без практики никакое понимание невозможно.
Е.Т. То есть вначале человеку необходима постоянная практика с усилием?
С.М. Да.
Е.Т. А затем практика не имеет жестких рамок?
С.М. Да, практика должна осуществляться свободно. Тем не менее, она должна быть постоянной. Только в начале необходимо усилие, постоянное усилие для постоянной практики. Чуть позже вы можете практиковать 1 час в день - этого будет достаточно. Затем возникнут изменения, вы почувствуете новые моменты.
Подлинная медитация, духовная практика, начинается тогда, когда ваше тело, сердце и ум начинают действовать совместно, согласованно. Одной энергии ума недостаточно. Должно включиться тело, должно включиться сердце. Тогда открывается духовное измерение практики.
И.Н. Тут, насколько я понимаю, цигун предлагает свой метод, свою временную последовательность. В других традициях используются иные методы, хотя общая стратегия та же. Эта стратегия заключается в том, чтобы скоординировать и воссоединить интеллектуальную природу человека с его эмоциональной природой (сердцем) и телом (двигательно- инстинктивным центром). Например, методика Четвертого пути предполагает одновременную работу с тремя центрами. В этом случае определенная направленность внимания (то есть задействованность воли и интеллектуального центра) необходима.
С.М. В школах цигун мы работаем с энергией ци. Тут важно прежде всего научиться контролировать циркуляцию энергии. Существуют разные методики, например, метод визуализации энергии. Но главное - это реально чувствовать циркуляцию, потоки ци. Об этом говориться и в трактате Лю Дунбиня, и на этой картине, "Карте внутреннего плетения". Нужно некоторое усилие и время, чтобы почувствовать потоки энергии. Когда это случилось, медитация может продолжаться без усилий. Человек просто наблюдает внутреннюю циркуляцию. Потом, на следующем этапе, включается сердце, раскрывается интуиция. При этом могут возникнуть некоторые трудности, и тогда нужна консультация учителя. Но главное - продолжать практику, по мере практики трудности проходят, и возникает новое понимание.
Е.Т. Вопрос из другой области. Я знаю, что вы собираетесь на Тибет. Как я понимаю, это не просто туристическая экспедиция и не альпинистское восхождение на Эверест. Каковы цели этой поездки?
С.М. Встретить определенных людей. В том регионе живут учителя, с которыми я хотел бы встретится.
Е.Т. Встретиться на физическом плане?
С.М. Нет, это не обязательно. Можно встретить их в медитации. Важно побывать в том регионе. Индия, Тибет, Непал. Иногда в медитации ко мне приходит тот или иной учитель и говорит, куда мне следует отправиться. В этот раз - на Тибет. Это персональное путешествие…
Е.Т. А вот Дамо (Бодхидхарма) - он ведь из Индии пришел в Китай. Он имеет отношение к щколе Чжунъюань цигун?
С.М. Конечно. Он пришел в тот же район Центрального Китая и основал современный монастырь Шаолинь - тот, что известен и теперь. Раньше здесь были другие традиции. Дамо принес буддийскую традицию. Он изучил китайский язык, он его хорошо знал, и общался на нем свободно.
Е.Т. Источники пишут, что он девять лет просидел недвижно, лицом к стене. Это правда, или это легенда?
С.М. Так пишут. Это легенда. Но какое-то время он просидел в пещере. И он дал новый импульс традиции.
И.Н. В чаньской традиции существует вопрос: почему Бодхидхарма пришел с Запада? Индия - это Запад для Китая.
Е.Т. Это вопрос к ученикам, чтобы узнать их уровень. Чаньский вопрос.
С.М. Он пришел учить и учиться…. Потому что, когда он ещё не был в Китае, там уже существовали буддизм, даосизм, конфуцианство, разные практики, разные традиции…
Дамо до сих пор связан с Шаолинем. Я не раз встречал его в медитации. Я много медитировал в его пещере. Возле Шаолиня есть пещера Дамо, там можно заниматься медитацией. Однажды он пришел ко мне на две недели и многому учил меня. Когда такое происходит, забываешь, где ты находишься. В мире или не в мире. Потом - раз! - он уходит, и ты вспоминаешь, что ты здесь, все вокруг как прежде. Дамо - великий Учитель.
 

***

Беседа вторая
Пондишери (Индия), январь 2004 г. Беседует Е. Тертычный

Е.Тертычный. Такой вопрос: вот в Шаолине есть зал принца Кинары, твоего предка, и он лицом очень похож на тебя. Так вот, на Востоке, а особенно здесь, в Индии, да и на Западе тоже, есть такое понятие, как "память крови". Оно имеет много смыслов, но один смысл такой: в семье знания передаются по наследству, - отец передает сыну и т.д., и считается, что если передать эти знания другому человеку, то он их не усвоит в полной мере, потому что кровь "помнит" больше, чем голова. Поэтому здесь, в Индии, некоторые специальные знания передаются только родственникам. Вот такое есть у тебя в роду? Или об этом не говорили?
Сюй Минтан. Люди не говорили, но я думаю, все равно, есть. Например, мастера тайцзи. В некоторых семьях на протяжении многих лет отец передает сыну, сын - внуку. Я думаю, почему они лучшие, - это, может быть, в связи с кровью. Может быть, но никто не знает точно. Дети подрастали и учили своих детей. Но это необязательно - обычно своих детей учат хуже, чем чужих.
Е.Т. А есть ли генетическая предрасположенность, гены?
С.М. Может быть, может быть. Цигун, тайцзицюань - может быть, но если обычная наука или обыкновенные знания, - не думаю.
Е.Т. Да, с обычной наукой такая передача точно не получится.
С.М. Например, бывает в семье родители любят какую-то музыку, а дети - нет.
Е.Т. А существует ли тогда такое явление, что какое-то знание передается только малому количеству людей, например, только одному: человек обладает знанием, потом находит одного ученика и передает ему знание. И никто об этом не знает - вот такой узкий круг.
С.М. Да, такое есть. Есть. И этому несколько причин: например, раньше в семье умели лечить какую-нибудь болезнь и передавали это знание только в семье: дед передавал сыну, сын - внуку, это их хлеб, раньше патентных бюро не было.
Но есть и другая причина. На духовном пути в Китае, например, есть так называемое умение Наставника - способность контролировать потенциал ученика. Студенты бывают разные: один хорошо учится, другой плохо, у одного высокий нравственный уровень, у другого наоборот. Наставник в состоянии кому-то дать информацию, а у кого-то убрать лишнее. Это умение передается только от предыдущего наставника к последующему, когда он уходит или умирает, и случайных людей здесь быть не может.
Е.Т. Это, наверное, и есть школа, и руководитель, учитель передает какому-то из учеников умение - так, видимо, было в Шаолине до пятого патриарха.
С.М. В Шаолине только один ученик получал умение руководить.
Е.Т. С Лао Цзы тоже было подобное - он передал одному человеку, а тот - другому, и так очень долго - не знаю сколько?
С.М. Около трехсот лет.
Е.Т. Триста лет! Люди не знали триста лет, что такое "Дао Де Цзин"?
С.М. Почему же, кое-кто знал.
Е.Т. Кто?
С.М. Точно не скажу… это история…. Лао Цзы вообще долго хранил свое знание при себе. Потом, когда уходил, он передал знание своему ученику Инь Си, а тот хранил в своей семье.
Вообще важно понимать, что люди разные, и каждый получает что-то свое. Если ученик талантлив, то ему можно дать больше, если дать несоответствующие уровню ученика знания то он поймет все с точностью до наоборот.
Е.Т. Вот такой вопрос тогда: что такое школа Чжун Юань вообще? Откуда она произошла?
С.М. Школа Чжун Юань - это школа, корнями уходящая в местные духовные традиции провинции Хеннань в районе реки Хуанхэ в равнине, которая раньше называлась Чжун Юань. Учитель начинал мое обучение с местных духовных практик, но потом, по мере продвижения, я установил контакты с духовными учителями другого уровня, не только местными - буддийскими, мусульманскими и даже христианскими. Все это началось во время 108-дневной практики Багуань. У меня был опыт посещения других миров - верхних, блаженных, и нижних, где радости мало.
Е.Т. Понятно, какая цель тогда у школы Чжун Юань? Есть она?
С.М. Цель у школы Чжун Юань? Я даже не знаю, как сказать.
Ну, это не английский, не русский. У меня как бы две головы. Когда работает одна голова, то я понимаю, как обычный человек, что нужно, что нужно делать с точки зрения обыденного понимания. Когда работает другая - это духовный уровень, и многое выглядит по-другому, многие вещи, правильные с первой точки зрения, ошибочны с точки зрения космических законов. А некоторые вещи объяснить невозможно, более того, обычный человек часто не может поступать по-другому потому, что он живет в таком мире, в таком окружении - он не в состоянии понять духовный мир, его понимания может хватить только на то, что надо практиковать и практиковать, и когда он "выскочит", тогда поймет. Тогда у него появится возможность получать реальные знания о реальном мире, но все равно, вернувшись в обычный мир, он будет в него вовлечен, потому что он человек, и будет испытывать человеческие желания.
Вообще, можно сказать, что Чжун Юань Цигун имеет две цели: первая цель - для всех людей. Каждый человек - это отдельная личность, имеющая свои собственные желания, свои сильный стороны. Нельзя остановить свои желания; когда люди теряют свои желания, они перестают быть людьми. Но если у вас есть желание, но у вас неправильные мысли, представления, вы попадете в беду. Вы окажитесь в затруднительной ситуации, так как вы не знаете, как наслаждаться жизнью. Поэтому первая цель цигун - получать удовольствие от жизни, изменить свои представления о жизни, сделать свой настрой позитивным, изменить его с негативного на позитивный. Чаще всего люди из-за этого и болеют - из-за негативного настроя. Нужно изменить свои мысли, но это не так просто. Нужно приложить усилия, много практиковать, и только потом вы действительно сможете изменить свои мысли.
Например, вы здоровы и чувствуете себя хорошо. Вдруг доктор обнаруживает у вас рак, ваше состояние сразу изменяется - вы погружаетесь в депрессию, плохо себя чувствуете. Потом доктор сообщает, что он ошибся и поставил неправильный диагноз. Ваше состояние вновь улучшается. Это значит, что вы не владеете своим собственным разумом, что ваши мысли управляются не вами, а внешними обстоятельствами. Поэтому первой целью Чжун Юань Цигун является понять, что есть человек, чтобы научиться наслаждаться каждой минутой, как жить, чтобы получать удовольствие от жизни прямо сейчас, а не для прошлого и не для будущего. Человек может жить полнее, - но это все еще обычная жизнь.
Вторая же цель цигун связана с Духом, с тайнами бытия. Если вы действительно хотите знать, что такое жизнь, что такое Вселенная, вы должны проделать много тяжелой работы, вы должны победить свои мысли или, другими словами, стать хозяином своих мыслей, и только тогда вы, на самом деле, поймете, что есть жизнь, получите более глубокие знания о том, что есть Вселенная. Зачем это нужно? Я вам скажу. Если вы нормальный человек, вам необходимо питаться, иметь работу, машину, дом - все это относится к первой цели - осознать себя человеком, но если же у вас уже все это есть, то у вас возникает необходимость исследовать другие "миры", другие уровни жизни, что намного интереснее. Ведь кроме Земли существует много других видов жизней, много других уровней жизни, о которых нам необходимо знать, так как нам нужно развиваться: не только получать удовольствие от жизни, но и развивать нашу жизнь. В этом, можно сказать, и заключается вторая цель. То есть вторая цель заключается в развитии себя и в познании того, что такое Жизнь, что такое Вселенная.
Е.Т. Какое различие между цигун и религиями, буддизмом или даосизмом, например?
С.М. Это зависит от того, как вы понимаете религии. Если мы понимаем религию как путь, нам необходимо иметь веру, например, вы должны верить, а Бог - является этой верой. Если вы верите в буддизм, то этой верой будет Будда - "суперсила". Если вы верите в религию, мы должны иметь олицетворение веры - Бога. Если вы верите в религию Дао, вы должны верить в Бога религии Дао, в ее "святых". В даосизме есть, например - мы называем их "Сань Цин" - Три Духа: первый - Чжен Да Ди, потом - Юй Хуан Да Ди, - все это священные духи, живущие на небесах. Мы должны в это верить. Религия должна иметь свое "лицо" - Бога, так я понимаю, что есть религия сейчас.
Чжун Юань Цигун - не религия, здесь не нужно верить в какого-то Бога, вам нужно верить в себя, верить в то, что вы есть, что вы сами определяете свою жизнь. Учитель здесь похож на преподавателя университета или на любого другого учителя, который показывает вам путь. Сначала вы сами должны разобраться в себе, и только потом придет учитель и покажет вам путь к познанию огромного Космоса. Это одно различие. Существует и другое.
В религиях обычно говорится: "Я - единственный, вы должны верить только в меня, у вас нет права верить в других". В христианстве Бог один; в буддизме нет единого Бога - здесь верят в существование множества Будд; в индуизме у них есть свой собственный Бог, не так, как в христианстве. В этом разница. В цигуне же не имеет значения, кто вы, какого вы вероисповедания, какое у вас лицо. Если вы хотите развить себя, вы просто делаете это. Поэтому цигун не является религией.
Е.Т. Ты посетил Непал, Тибет, Бутан и Индию. Что ты можешь сказать о духовных традициях в этих странах? Про условия, школы, может что-то интересное об особых регионах, таких как Чжун Юань в Китае.
С.М. Да, я посетил много мест. Например, место, где родился Шакьямуни, где он жил. Кроме того, мы посетили много монастырей в Тибете, Китае, Индии. Когда у вас есть возможность общаться с духовными учителями, вам необходимо путешествовать, пытаться понять ситуацию… Даже если вы понимаете себя, вы должны путешествовать, чтобы научится понимать других людей, другие мысли, другие философии, другие культуры. Мне кажется, я многим обязан этому шестимесячному путешествию, я действительно много практиковал, погружаясь в очень глубокое состояние, и, кажется, мне удалось связаться с разными уровнями жизни, кажется, я понял разные уровни жизни; я понял, что они чувствуют путем не своих ощущений, а путем их собственных ощущений.
Также, я намного больше понял человека, что такое человек, намного больше. Люди всегда отличаются уровнем жизни, также они отличаются духовным уровнем. Если, …как это сказать… если их мысли или их тело… изменяется, не имеет значение, что у них есть на материальном уровне или на духовном уровне, но у них все ещё много страданий, они не знают, как получать удовольствие от собственной жизни. Вот это я понял при посещении разных стран, таких как Тибет, Индия - это очень бедные страны, там можно увидеть большое количество нищих, бедных; у них нет ни жилья, ни денег, они только просят милостыню, чтобы прокормиться. Но вместе с этим, вы можете увидеть там большое количество монахов, обладающими очень глубокими знаниями о духовном. Что я сейчас понял, путешествуя … Существует нехватка материальной поддержки. То есть развиваясь духовно, они не чувствуют себя в безопасности, они не ощущают стабильности из-за материальных проблем: им необходимо питаться, чтобы жить. Это одна проблема.
Другая проблема заключается в том, что те, кто имеют всё в материальном мире, обычно не имеют сильной веры, они не верят очень глубоко во что-то; таким людям тяжело сохранять свой разум, свои мысли спокойными, они не принимают духовное, так как живут только материальным миром. Я думаю, люди должны иметь и материальный, и духовный мир; те люди, которые уже получили все от материального мира, должны искать свой духовный путь.
Кроме того, я действительно ощущаю непривязанность, свободу во Вселенной. Ведь люди живут не только в своем физическом теле, мы живем в пространстве, мы живем во времени, которые тоже ограниченны. Когда вы находитесь в разных пространствах и временах жизни, вы имеете разные разумы, и если вам удастся разобраться в себе, вы сможете путешествовать в пространстве и во времени, встречая другие духовные сущности. Поэтому я пытаюсь понять жизнь с точки зрения разных уровней: уровня человека, духовного уровня…и мне кажется, я понял, что нужно делать и что не стоит делать, или другими словами, я понял, что такое Дао вселенной.
Если мы поймем законы Вселенной, мы не будет чувствовать себя плохо, мы, может быть, перестанем жаловаться. Не осознав этого, человек не может насладиться жизнью, он не получает удовольствия от новой машины и большого дома. Мы должны углублять наши знания, и только тогда наша жизнь может измениться. Мне кажется, счастье приходит в жизнь не из внешнего мира, а из нашего внутреннего мира, но нельзя утверждать, что счастье зависит только от внутреннего состояния - это тоже невозможно, так как, если у вас есть чувства, вы хотите есть, если у вас есть чувства, вам холодно; поэтому, если вам холодно или вы голодны, вы уже не можете быть счастливым. Таким образом, счастье должно строиться с обеих сторон - и с внутренней, и с внешней.
Е.Т. Как я понял, с определенной точки зрения не существует никакой разницы между брокером нью-йоркской фондовой биржи и современным монахом Бутана?
С.М. Бывают разные монахи. Некоторые из них имеют очень сильные желания, другие посвятили много времени практике, много медитировали, и у них, действительно, очень маленькие желания. Они верят, что они получат избавление или достигнут Нирваны - это их желание. Из-за того, что у них такое сильное желание, они не обращают внимание на то, какие они сейчас, на то, что они страдают сейчас. Но проблема заключается в том, что большинство из них, даже если они не верят в то, что они действительно могут достичь этого или нет, прямо как святые, - они боятся, что они будут все делать, но не получат никакого результата.
Мне кажется, у многих людей есть такая проблема. В этом заключается негативная сторона людей - их слабость. Даже если вы верите в Бога, вы верите не полностью; если бы ваша вера на самом деле была полной, то вы бы отдавали все Богу. Мы не можем верить полностью, потому что мы люди, и у нас есть свои знания, свои слабости
Е.Т. В мире существует огромное количество духовных книг. Как получить достоверную информацию о духовном? Например, в Тибете были люди, называемые тэртонами, которые имели способность находить спрятанные книги, так называемые "тэрма". Книги, рукописи, другие "духовные сокровища", которые учителя прятали в пещерах, в горах, в земле. Это книги, содержащие чрезвычайно важную духовную информацию.
С.М. В данном случае вам не стоит особенно задумываться … можно сказать, у каждого есть определенная миссия. Если у вас великая миссия, то вы получите что-то, что поможет вам реализовать вашу миссию. Если у вас нет такой миссии, вы получите то, что нужно именно вам.
Что же касается этих книг, то они, без условно, существуют. У нас они называются тянь шу или небесные книги. В Китае в Ю Манг Шань Учитель Гуй Гудзы нашел такую книгу и стал учителем для многих полководцев, к таким книгам также относится китайская книга И Цзин ("Книга Перемен"). Кто написал её? - никто не знает…. В Чжун Юань Цигун тоже есть такие книги, но это не обычные книги, они не принадлежат вам, такие книги должны быть рассказаны духовными учителями…
Е.Т. Ты смотрел фильм "Матрица"?
С.М. Смотрел "Матрицу 3".
Е.Т. А первую и вторую части?
С.М. Первую не помню, а вторую, по-моему, видел в Киеве.
Е.Т. У нас сейчас все очень любят этот фильм, вся молодежь его смотрит, все говорят про "Матрицу". Очень популярный фильм.
С.М. Да?! Я купил диск с третьей частью. DVD видел.
Е.Т. Понравился фильм?
С.М. Ну, я думаю, для обычных людей он очень интересный, а для меня не очень. Потому что у нас в Китае и раньше было много таких сказок. В Китае вообще есть одна интересная книга, называется "Ляо Чжай"…
Е.Т. "Ляо Чжай" это тип книги или…?
С.М. Книги… сейчас много фильмов сделали по этой книге…
Е.Т. А как переводится "Ляо Чжай"?
С.М. Ну, "ляо" - это как "кушать", как люди обычно говорят. Много кино сняли: например, как душа перешла в другой мир, встретила Яму…
Е.Т. Но это все вымысел, сказки?
С.М. Вымысел, но есть и реальное… В Китае есть еще книга, даже лучше, чем "Ляо Чжай", - это "Фэн Шуй Яо И".
Е.Т. А вот ещё такой вопрос. В Китае тоже такое есть, - считается, что раньше было хорошо, а ещё раньше - ещё лучше, а очень-очень давно было ещё лучше, а сейчас всё хуже и хуже? Ситуация ухудшается.
С.М. Что хуже? Что ухудшается?
Е.Т. Хуже духовная жизнь. Внутренняя, сущностная жизнь людей ухудшается. Теряется качество. Люди стали злее, глупее, духовные знания ушли, их осталось мало, и мало людей, которые занимаются практикой. Мастеров и Учителей становится все меньше и меньше и т.д.
С.М. Я думаю, это общее мнение, общее мнение некоторых людей. Но на самом деле трудно сказать… Например, в некоторых китайских древних книгах задается вопрос: "Почему раньше люди дольше жили?", но из истории мы знаем, что сейчас люди живут гораздо дольше, чем в древние времена. Что же касается обычной жизни, то нельзя сказать, что она стала хуже, чем была раньше: в древности людям приходилось бороться с разными силами природы, потопами…
Е.Т. Но мы имеем в виду духовною жизнь.
С.М. Например, одно время в Китае были очень популярны даосизм и буддизм, но, в тоже время, и Конфуций также был очень популярен, но духовный уровень - как же можно определить духовный уровень?!
Е.Т. Где сейчас Чжан Бадуань, Лю Дунбинь и много других мастеров? Как я пониманию, в Китае сейчас очень мало мастеров. В Индии, как ты видишь, не так много людей, которые имеют высокий духовный уровень. Согласно индуистской космологии история разделена на четыре части: первая часть - это так называемая "Золотая Эра", когда люди понимали друг друга без слов и имели очень развитый разум; кроме того, практически все люди знали космический закон, то, что в Индии называют Дхармой. Но вторая эпоха - "Серебрянный Век" - хуже; в ней понимание космического закона находилось на более низком уровне. А третья часть ещё хуже предыдущей - лишь малое количество людей понимало космический закон и имело развитый разум. И последний период - так называемый "Железный Век", который индусы называют Кали-Юга - характеризуется очень низким духовным уровнем, когда люди общаются только при помощи слов, и лишь единицы понимают закон Космоса и живут в соответствии с этим законом. Я имею в виду эту проблему.
С.М. Да, такое вполне возможно. Вселенная разделена на два уровня: материальный и духовный, есть материальная цивилизация и духовная цивилизация. И в определенные исторические эпохи духовное развитие было выше материального, а потом приходил император и развивал материальную цивилизацию - тогда материальное развитие преобладало над духовным. Потом снова преобладала духовная цивилизация. Вообще, такое возможно.
Но мне кажется, мир не изменился - не стал хуже, но и не стал лучше. Но это зависит от того, с какой стороны рассматривать данный вопрос: если с одной стороны, то, может быть, он и ухудшился, а если с другой, - улучшился. Потому что, например, в древности у людей не было так много желаний, но мы точно не можем знать. С моей точки зрения, духовная среда не изменилась, хотя ужё нет так много Мастеров, как было раньше. Может, в этом и состоит разница… трудно сказать. Сейчас меньше людей с высоким духовным развитием, раньше таких людей было больше, потому что они воспитывались при монастырях.
Е.Т. А если человек злой и глупый, неужели, он может с помощью науки получить духовные знания? Мне кажется, нужно много работать, чтобы получить какое-то знание, а просто так… такое разве может быть?
С.М. Может.
Е.Т. Но это будет терроризм!
С.М. Может быть.
….
С.М. Все равно. Не имеет значения, к какой религии вы принадлежите, не имеет значение, в какое время вы живете, не имеет значения, какой практикой вы занимаетесь, - если ничто из этого не приносит вам счастья, не дает вам свободы.
 

***

Любить по-китайски
Люблю! 03/01/2001 Николай Боков,
Интервью с профессором Сюй Минтаном

В: Как вы начали заниматься целительством?

О: Это традиция моей семьи. Мои предки - большие мастера кунгфу, но в этом столетии занятия боевыми искусствами стали опасными из-за непрекращающихся войн, что вел новый Китай. Поэтому наш род сконцентрировался на медицине. Лечить я начал с 4-5-ти лет - так, ничего особенного, просто учился у отца, он очень хороший врач. Конечно, прежде всего я постигал знания своей семьи - Цигун,
Цигун-терапию.
Потом мой духовный наставник сказал, что мы должны владеть не только китайскими методиками, но и всеми актуальными технологиями, для того чтобы объединить древнее и новое, восточное и западное. И я стал специалистом по компьютерному программированию.


В: Люди всего мира приходят на ваши занятия, чтобы почерпнуть методику Цигун. Скажите, среди ваших
слушателей, учеников, много женщин?

О: Всегда больше, чем мужчин.

В: Почему?

О: Я считаю, здесь две причины. Вы, верно, знаете, что женщины живут дольше мужчин и в Китае, и в Америке, и у вас в Латвии? Дело в том, что женщины восприимчивей. Они чувствуют боль сильнее мужчин. Те вбили себе в голову, что из-за половой принадлежности должны быть более терпеливыми
и, вместо того чтобы лечиться, терпят, из-за чего их состояние ухудшается и бороться с болезнями становится все труднее и труднее. Женщины начинают болеть после 30-ти: организм их изнашивается из-за рождения детей, необходимости не только заботиться о семье, неся основную нагрузку дома, но и
зарабатывать деньги. Чтобы справиться с этим, женщинам нужна энергетическая подпитка, помощь извне. Кроме того, они в силу своей природы больше заботятся о себе. И когда изучают Цигун, чувствуют себя гораздо лучше.

В: С ними легче работать?

О: Это с какой точки зрения посмотреть. Что касается результата, то в этом и мужчины, и женщины одинаковы: и те и другие, заболев, могут с помощью моей методики выздороветь.
А что до занятий... Женщины охотнее идут учиться, но надолго их запала, как правило, не хватает. Они достигают намеченного - и прекращают занятия. С мужчинами все наоборот. Если уж они приходят, то не останавливаются на полпути. Им недостаточно просто вылечиться, им интересно достигнуть новых высот.

В: И кто вам понятней?

О: Конечно, я не могу внутренне стать женщиной и понимаю ее как мужчина. Но многолетняя практика помогает мне еще до того, как человек начинает говорить со мной, чувствовать, понимать, какой у него склад ума, какие проблемы в семье и в социуме, что за отношения с друзьями и что мешает его телу правильно функционировать.

В: Люди, наверное, с вами откровенничают...

О: С одной стороны, женщины верят в меня как в хорошего врача. Они уверены, что я могу решить их проблемы. С другой стороны, они верят в меня как в учителя, который может дать добрый совет. Они верят также, что я хороший друг. Между нами нет стен.

В: Тогда как вам удается держать дистанцию? Ведь женщинам свойственна влюбчивость, особенно когда перед ними сильный, умный, способный помочь мужчина.

О: Знаете, я очень занятой человек, много езжу по свету, встречаюсь с множеством разных людей. У меня не так много времени, чтобы проводить его с одной женщиной.

В: То есть вы не женаты?

О: Пока такой необходимости нет.

В: А как влияет любовь на здоровье человека?

О: Любовь нужна всем. Это чувство придает нам силу, уверенность в себе, здоровье. Но если любовь слишком сильна, она провоцирует конфликты, проблемы и этим разрушает организм. Это характерно для всего мира, неважно - в Америке или в другой части земного шара это происходит. Ничто само по себе не может быть абсолютно хорошим и абсолютно плохим. Все должно меняться, и только одна вещь
стабильна - сами изменения. Когда мы влюблены, мы должны наслаждаться этим, получать от этого пользу. Теряя любовь, не стоит грустить: нужно надеяться, что завтра вы, возможно, встретите новую любовь, любовь, которая будет намного лучше прежней. Давайте будем оптимистами - тогда
мы всегда будем счастливы.

В: Вы можете дать конкретный совет, как справиться с несчастной любовью?

О: После расставания с любимым, после развода женщины, как правило, впадают в очень тяжелую депрессию: жизнь их резко меняется, и пережить это трудно. Но в жизни нет безвыходных ситуаций. Если вы практикуете Цигун, вам легче будет решить эту проблему. Если нет - найдите подругу, которая уже перенесла подобное несчастье и сможет собственным примером помочь вам выжить. Но нужно быть
готовой к тому, что на преодоление этого состояния необходимо время - оно самый лучший доктор.

В: В вашей жизни была когда-нибудь несчастная любовь?

О: Да, но давно, когда я еще учился в университете и не знал всего того, что я знаю сейчас. Я был влюблен очень сильно. Меня тоже излечило время...

В: Какая любовь для мужчин полезнее - счастливая или несчастная?

О: Конечно, все мужчины любят счастливую любовь, потому что она дает им удовольствие, счастье, энергию, мощь. Для этого она и существует. Но она может сделать их глупее, потому что мешает думать четко и глубоко. А когда их любовь несчастливая - они начинают сильнее чувствовать, глубже задумываться о жизни, дружбе, о важных вещах.

В: Вы с вашим знанием людей, можете ответить, где в человеке зарождается любовь? В голове, сердце или где-то еще?

О: Не из моего опыта, но из моего знания могу сказать: везде. Любовь, во-первых, идет из наших мыслей. Женщина, когда влюбляется, исходный сигнал получает глазами, и глаза ее начинают сиять. Вся она этим светом лучится. Дальше поведение женщины - ее стиль, позы, манера говорить - становится более приятным. И в-третьих, ее сердце начинает испытывать счастье и боль, боль и счастье одновременно и попеременно. У мужчины это происходит по-другому. Обычно, когда он влюбляется, главным в жизни становится желание очень многое сделать для любимой. Первый сигнал здесь - невероятный прилив энергии. Второй - когда мужчина начинает чувствовать свое сердце. Если любимая далеко, оно болит, если она рядом - сердце счастливо. Но мужчины, в отличие от женщин, как правило, в состоянии контролировать свое поведение. Потому что для мужчины любовь - это работа, это обязательства и т. д. Примерно так, я думаю.

В: А вы чем любите - глазами, сердцем или головой?

О: Не скажу.

В: Вы в этой области скрытный человек?

О: Нет, я не скрытен. Просто мое поведение отличается от чьего бы то ни было, я это слишком хорошо понимаю. Прежде чем что-либо случится, я уже знаю результат. Мое сердце не прыгает, оно бьется ровно и стабильно.

В: И вас это нисколько не огорчает?

О: (Смеется.) Знание результата не слишком мешает мне пройти весь путь любви и насладиться им. Но когда я дохожу до конца, я не испытываю разочарования, потому что еще в начале знал, чем все кончится. И это помогает мне избежать депрессии.

В: Скажите, так ли велика разница между восточными и западными женщинами?

О: (После долгой паузы.) Наверное, можно сказать, что китаянки более закрыты, менее эмоциональны на людях, чем ваши женщины. В Китае, как и у вас, женщины очень загружены, им очень многим приходится заниматься. Но ваши более приспособлены к домашней работе - может, потому, что она им больше нравится.

В: Сомневаюсь. А какими вы увидели рижанок?

О: Я здесь всего несколько дней, но успел почувствовать их отличие, например, от россиянок или украинок. Те, если хотят проявить свою любовь, делают это в открытую. Например, в России ко мне подходили женщины и говорили: "Я вас приглашаю на танцы".

В: И вы соглашались?

О: Конечно. Но шел не вдвоем, а собрав компанию побольше. А ваши другие: ни да ни нет, одновременно ощущаешь, что они закрыты и немножко приоткрываются... то есть ведут себя более творчески. И еще я вижу, что в Риге, в Латвии вообще, много красивых девушек, намного больше, чем в Америке и Европе.

В: А на танцы вас здесь не приглашали?

О: К сожалению, нет. Но я не теряю надежды.

В: А какие, по-вашему, мы, латвийские мужчины?

О: У меня пока нет длительной связи с ними, но по первому ощущению, они очень не любят конкуренции. С одной стороны, они все время чего-то хотят, с другой - этого же боятся, и в этом их конфликт. Настоящий мужчина - он всегда ДОЛЖЕН. Он должен любить учиться, развиваться, совершенствоваться, делать лучше свою работу. И не думать при этом: "Ах, ты встал на моем пути, ты мешаешь мне, ты лучше меня? За это
я тебя уничтожу". Это здесь очень чувствуется.

В: О чем вы можете сказать: "Я это люблю"?

О: О, я люблю очень, очень многое. Я люблю свою работу, люблю учить студентов, путешествовать по разным странам, знакомиться с интересными людьми, очень люблю детей...

В: У вас, кстати говоря, есть дети?

О: Пока нет, но обязательно будут, когда будет жена. Что я еще люблю? Люблю поесть - это мое главное хобби. И спорт, разные виды спорта.

В: У вас больше друзей-мужчин или друзей-женщин?

О: (После паузы.) Мужчин.

В: Почему?

О: С ними меньше проблем. Мы можем пойти выпить, покататься на лошадях, позаниматься спортом. Да и о глубокой философии говорить лучше с ними.

В: А с женщинами о философии вам поговорить не хочется?

О: Об этом пока интереснее с мужчинами.
 

***

Диалог с профессором, мастером Сюй Минтаном

В: Как давно Вы занимаетесь практикой Цигун?

О: Давно. Я был ребенком, когда начал заниматься У-шу, затем - различными методами Цигун. С 24 лет практикую только систему Чжун Юань Цигун.

В: Что это дало конкретно Вам?

О: Я думаю много. Очень много?

В: Влияет ли духовный рост отдельных людей, практикующих Цигун, на интеллектуальный потенциал? Наблюдаете ли Вы это в своей стране?

О: За последние 15 лет занятия Цигун в Китае приобрели достаточно большую популярность и стали поистине массовыми. По данным Ассоциации изучения Цигун, один из двадцати китайцев, независимо от возраста и состояния здоровья, занимается по этой системе. Это позволяет развить интеллект и повысить творческие способности. На курсах я рассказываю своим студентам о том, как с помощью Цигун усовершенствовать ту отрасль, в которой они работают. В целом, Цигун - это метод внутреннего мышления,
особый метод "восприятия". Он отличается от западного, направленного вовне. И сейчас весь мир для успешного развития должен соединить в себе эти два метода мышления: внутренний и внешний. Сегодня Китай - полностью открытая страна, там принимается и западный способ мышления. Вот почему за последние 10 лет Китай развивается гораздо быстрее и успешнее, чем другие страны.

В: Может ли Цигун помочь выйти из кризисных ситуаций?

О: Люди, занимающиеся по этой системе, не подвержены стрессам, легко и плодотворно выполняют свою работу и в состоянии принимать на себя дополнительную нагрузку, что немаловажно в нашей нынешней жизни. В семьях, где занимаются Цигун, устанавливается мир и гармония, люди становятся доброжелательными и внимательными друг к другу, приобретают внутреннее равновесие, оптимизм, а главное - здоровье. Думаю что, занимаясь по методике школы Цигун, люди получают возможность улучшить свое здоровье, восстановить естественную способность организма к саморегуляции, поднять свой творческий потенциал и таким образом вывести страну на качественно новый уровень. Ведь
здоровье и интеллект нации - богатство страны.

В: Как сочетается Цигун и Религия?

О: В это направление входят элементы практически всех школ Цигун, но при этом, оно свободно от какой-бы то ни было религиозной окраски и не преследует никаких идеологических целей. Поэтому заниматься Чжун Юань Цигун может человек любого вероисповедания и социального положения, и это не будет идти в разрез с его убеждениями.

В: Может ли Цигун помочь людям, страдающим от болезней?

О: Известно, что человеку страдающему от болезней , не так уж легко думать о чем-то, кроме боли, поэтому в школе ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН, даются вспомогательные методы и упражнения для исцеления патологии.

В: Кто может изучать Цигун?

О: Программа рассчитана на людей в возрасте от 6 лет и старше, одинаково полезна как детям, так и пенсионерам в весьма преклонном возрасте. Система Чжун Юань цигун адаптирована к нашему повседневному быту. бучение Цигун по этой системе не требует каких бы то ни было изменений в
режиме питания, ритме жизни или работы. Преимущества метода в четком обоснование каждого действия, максимальной поддержке на всех уровнях сознания, что позволяет уже на первых занятиях, на собственном опыте ощутить результат. Учение Чжун Юань Цигун опирается на традиционную Китайскую
медицину , на проверенную теорию акупунктурных каналов, это один из самых безопасных и действенных, простых в обучении и употреблении методов, что гарантируется значительным опытом использования, многолетними исследованиями в различных медицинских учреждениях по всему Миру и институте при Академии Наук Китая, поэтому Цигун доступен всем.

В: Как давно Вы занимаетесь практикой Цигун?

О: Давно. Я был ребенком, когда начал заниматься У-шу, затем - различными методами Цигун. С 24 лет практикую только систему Чжун Юань Цигун.

В: Сегодня есть множество книг на тему Йоги, Цигун, Рейки, как Вы считаете, правильно ли учиться по книгам?

О: Необходимо учиться у квалифицированного инструктора. Без непосредственного обучения у мастера при занятиях по любым, даже самым лучшим, руководствам ошибки почти неизбежны, а последствия их для здоровья и психики могут оказаться непредсказуемыми. Поэтому здесь более, чем при обучении любому другому искусству необходима школа. Ведь понятие "школа" подразумевает наличие комплексной системы,
по которой новичка можно шаг за шагом провести от азов, отдельных элементов, до философского осмысления всей системы в целом. И только в этом случае становится возможным обрести способность самостоятельно строить из этих элементов различные блоки, модули, вплоть до построения целостной картины мира. Направление Чжун Юань Цигун в полной мере соответствует этим требованиям.